Национальная система морского поиска и спасания: состояние и перспективы

Автори:

Щипцов Олександр Анатолійович

доктор географических наук, профессор

Вступив в Международную морскую организацию, наша страна взяла на себя обязательства по выполнению международных конвенций в сфере безопасности мореплавания. Безусловное соблюдение этих обязательств гарантирует доверие со стороны мирового сообщества и международного торгового судоходства к Украине, судам под ее флагом, а также безопасность судоходства в прибрежных водах и акваториях морских торговых портов.

Отличительной особенностью Азово-Черноморского бассейна является его замкнутость. Черное море – средиземное море Атлантического океана. Площадь Черного моря составляет 420 300 км2, наибольшая длина – 610 миль, наибольшая ширина – приблизительно 330 миль. Самая узкая часть моря (между мысом Сарыч Крымского полуострова и мысом Керемпе на Анатолийском берегу) – 142 мили. Центральная часть Черного моря имеет глубины 2000–2200 м, а наибольшая глубина – 2210 м. Азовское море мелководное: средняя глубина – 8, максимальная – до 15 м. Площадь водной поверхности составляет 40 500 км2.

Прогнозируемое увеличение интенсивности судоходства, а также объемов нефти и нефтепродуктов, которые предполагается транспортировать морским участком Евро-Азиатского транспортного коридора, в случае техногенных аварий также увеличивает и риск возникновения экологической катастрофы в Черном море. Последствия такой катастрофы могут быть чрезвычайно губительными как для самого указанного бассейна, так и для экономики стран региона. На ликвидацию последствий катастрофы потребуются длительное время, а также значительные материальные и финансовые средства.

Помимо техногенных аварий угрозу безопасности мореплавания представляют и происходящие в Азово-Черноморском бассейне естественные природные явления (геологические процессы, колебание уровня моря, движение наносов, сгонно-нагонные явления, сейши и тягуны, смерчи, наличие ледяного покрова). В частности, на основе проведения комплексных геолого-геофизических исследований, выполненных учеными Национальной академии наук Украины, изучены процессы, связанные с газовыделениями и грязевулканической деятельностью на дне Черного моря, а также оценено их возможное негативное влияние на безопасность судоходства.

« … 31 августа 1986 года, 22.00. Теплый южный вечер, небо в звездах, море спокойное. Пароход «Адмирал Нахимов» с пассажирами на борту отошел от причала порта Новороссийск и последовал к выходу из Цемесской бухты, направляясь в Сочи. Пройдя Пенайские банки, пароход лег на курс 160 градусов, следуя 12-узловым ходом. На борту его находились 1234 человека: 888 пассажиров, 346 членов экипажа. В это время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев» (большего водо¬измещения, сильно груженный) входил в Цемесскую бухту, следуя со скоростью 11,5 узла курсом 36 градусов. На борту судна было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов.

В 23 часа 12 минут нос теплохода почти под прямым углом врезался в правый борт парохода «Адмирал Нахимов». Мощный бульб «Петра Васева» пробил огромную дыру в корпусе «Адмирала Нахимова», которая еще более увеличилась из-за того, что пароход под действием машин стремился вперед, и бульб, вошедший в его корпус, рвал обшивку, распространяя пробоину на соседние отсеки. В считанные секунды вода затопила два отсека судна, в том числе машинное отделение. На пароходе погас свет …» (Муромов И.А. 100 великих кораблекрушений. «Адмирал Нахимов». – М.: Издательство «ВЕЧЕ», 2003. – С.551-557).

Реализация государственной морской политики Украины предполагает обеспечение безопасности морской деятельности. Неотъемлемыми слагаемыми самой безопасности морской деятельности являются обеспечение безопасности мореплавания, морской поиск и спасание, защита и сохранение морской среды.

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с созданием национальной системы морского поиска и спасания.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (глава V, правило 7.1) предписывает, что «каждое Договаривающееся правительство обязуется обеспечить принятие всех необходимых мер по организации связи при бедствии и координации в своем районе ответственности и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов. Эти меры включают создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких средств поиска и спасания, которые рассматриваются как практически возможные и необходимые, исходя из интенсивности движения морских судов и навигационных опасностей, а также, насколько практически возможно, обеспечивают адекватные средства определения местоположения и спасания таких людей».

Комплексная система мониторинга надводной обстановки в Азово-Черноморском бассейне, система поиска и спасания на море являются неотъемлемыми составляющими государственной системы обеспечения безопасности судоходства. Создание и функционирование указанных систем предусмотрено Государственной программой усовершенствования функционирования государственной системы обеспечения безопасности судоходства на 2002–2006 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины №96 от 28.01.2002 г. Координацию и контроль работ, связанных с выполнением данной программы, осуществляло Министерство транспорта и связи Украины.

Государственная система обеспечения безопасности судоходства включает в себя соответствующие составные части. Однако структура указанной государственной системы должна предполагать де-юре наличие межведомственной (национальной) и ведомственной систем поиска и спасания в морской зоне ответственности Украины.

Составными частями государственной системы обеспечения безопасности судоходства являются Государственная морская лоцманская служба, Морская аварийно-спасательная служба Министерства транспорта и связи Украины, Государственная поисково-спасательная служба на водных объектах МЧС, службы и посты регулирования движения судов, другие учреждения, организации и предприятия морской отрасли (постановление Кабинета Министров Украины от 28.01.2002 г. №96).

До настоящего времени (январь 2007 г.) в Украине не завершено формирование и нормативно-правовое оформление ведомственной морской поисково-спасательной системы Минтранссвязи, а также национальной системы поиска и спасания в морской зоне ответственности Украины (далее – национальная система морского поиска и спасания).

Следует уточнить толкование термина «система». Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Более того, в соответствии с рекомендациями пунктов 1.1.4., 2.1.2. Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (далее – Руководство МАМПС) любая система поиска и спасания (SAR) должна иметь структуру, обеспечивающую эффективное осуществление таких функций, как прием, подтверждение приема и ретрансляция уведомлений о бедствии; координация мер реагирования SAR; проведение операций SAR.

  • средства обеспечения связи в пределах всего района поиска и спасания, а также с внешними службами SAR;
  • координационный центр поиска и спасания для координации работы служб SAR;
  • один или несколько вспомогательных центров поиска и спасания для поддержки координационного центра поиска и спасания в пределах его района поиска и спасания;
  • средства SAR, включая поисково-спасательные команды со специализированным оборудованием и обученным персоналом, а также другие ресурсы, которые могут быть использованы для проведения операций SAR;
  • координатор на месте проведения операции, назначаемый по необходимости для координации действий всех участвующих средств на месте проведения операции;
  • вспомогательные средства, которые обеспечивают обслуживание в поддержку операций SAR.

« … Судно начало быстро крениться на правый борт. Была дана команда спускать спасательные средства (плоты и шлюпки), но все произошло так быстро, что большая часть их так и не была спущена на воду и ушла на дно вместе с судном, которое затонуло через 8 минут после столкновения. Особенно тяжелым было положение людей, находившихся во внутренних помещениях судна. В абсолютной темноте, при нарастающем крене, не зная путей эвакуации, многие из них были обречены на гибель. В лучшем положении оказались те, кто в момент катастрофы находился на открытой палубе. Но те из них, кто не умел плавать, а большинство оказалось в воде без спасательных поясов, также погибли.

Когда произошло столкновение, судно находилось в 15 километрах от Новороссийского порта и на расстоянии 3,5 километра от берега. Волнение на море было 3—3,5 балла. Пароход «Адмирал Нахимов» затонул через 7-8 минут. Удалось спасти 836 человек. Для спасательных работ было привлечено 60 плавсредств, 20 вертолетов и 80 водолазов. 4 сентября были подняты тела 116 погибших … »

Важнейшими компонентами указанных систем SAR в Украине являются Государственный морской спасательно-координационный центр, государственное специализированное предприятие «Морская аварийно-спасательная служба» и государственное предприятие «Дельта-Лоцман» Министерства транспорта и связи Украины.

В Украине при организации управления системами SAR (в соответствии с рекомендациями пунктов 2.1.2, 2.3.1, 2.3.7 Руководства МАМПС) необходимо предусмотреть, чтобы Государственный морской спасательно-координационный центр Министерства транспорта и связи Украины являлся самостоятельным юридическим лицом, которое несет ответственность за содействие эффективной организации служб SAR и за координацию проведения операций SAR в пределах национального морского района поиска и спасания. В руководстве «Лоция Черного и Азовского морей на воды Украины» (№101, издания ГУ «Госгидрография» 2005 г.) указано, что для координации операций по поиску и спасанию Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) имеет постоянную связь с 27 организациями министерств и ведомств Украины, которые его обеспечивают, 20 морскими портами, 6 ближайшими морскими координационно-спасательными центрами и подцентрами глобальной системы поиска и спасания.

ГМСКЦ координирует действия, но необязательно обеспечивает наличие средств SAR в рамках всего международно признанного национального морского района поиска и спасения, предусмотренного в Глобальном плане поиска и спасения Международной морской организации. ГМСКЦ должен иметь определенные основные возможности, прежде чем он будет обоснованно признан в качестве ответственного за район поиска и спасения посредством включения в Глобальный план SAR. ГМСКЦ должен координировать работы аварийно-спасательных служб SAR. Принципиально важно, чтобы ГМСКЦ являлся самостоятельным юридическим лицом и имел соответствующую организационно-правовую форму (см., например, Постановление Кабинета Министров Украины «Про утворення Державної авіаційної пошуково-рятувальної служби» №1172 от 08.09.2004 г.).

Государственное специализированное предприятие «Морская аварийно-спасательная служба» является составной частью морской поисково-спасательной системы Министерства транспорта и связи Украины и осуществляет свою деятельность на общегосударственном и региональном уровнях (приказ Минтранса Украины №748 от 31.10.2001 г.). На данное предприятие возложены функции национальной морской поисково-спасательной службы (совместный приказ Минтранса и МЧС №162/56 от 04.03.2003 г.).

Государственное предприятие «Дельта-Лоцман» является головным предприятием в системе обеспечения безопасности судоходства в Украине. На указанное предприятие возложено выполнение функций поиска и спасания на море, создания единой системы мониторинга за счет технического переоснащения и усовершенствования работы береговых и спутниковых информационно-навигационных инфраструктур, обеспечивающих надлежащую организацию безопасности судоходства и спасания в морской зоне ответственности Украины, а также информационное обеспечение предприятий морской отрасли касательно движения судов и грузов, других видов деятельности в сфере обеспечения безопасности судоходства (приказ Минтранссвязи №945 от 18.09.2006 г.).

Информационное обеспечение при чрезвычайной ситуации служит основой для принятия решений на всех уровнях. Главная государственная инспекция Украины по безопасности судоходства контролирует и координирует деятельность аварийно-спасательных служб на морском транспорте, а также проверяет их готовность для проведения работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий, катастроф (пункт 4 постановления Кабинета Министров Украины от 30.12.1998 г. № 2098).

В соответствии с требованиями ст. 5 Закона Украины «Про аварійно-рятувальну службу» постоянному и обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами подлежат сооружения транспортных предприятий, организаций с повышенными требованиями к уровню безопасности их эксплуатации (в частности, морские торговые порты, судоремонтные и судостроительные заводы, судоходные компании, находящиеся в сфере управления Минтранссвязи), а также водные объекты, в том числе Черное и Азовское моря (в зоне ответственности Украины).

В соответствии с рекомендациями пунктов 2.5.3 и 2.5.4 Руководства МАМПС в соответствующих министерствах и ведомствах, а также неправительственных и добровольных организациях государства могут назначаться конкретные поисково-спасательные команды и специализированные поисково-спасательные команды (т. е. группы со специальной подготовкой и оборудованием, созданные для конкретных морских сценариев спасания) SAR.

Поэтому также принципиально важным является усовершенствование организации, обеспечения и функционирования объектовых специализи-рованных аварийно-спасательных служб (см. приказ Министерства транспорта и связи Украины «Про затвердження типового положення про аварійно-рятувальні служби підприємств Укрморрічфлоту» от 03.10.2002 г. №705) указанных субъектов хозяйственной деятельности морской поисково-спасательной системы Министерства транспорта и связи Украины, а также назначенных поисково-спасательных команд и специализированных поисково-спасательных команд национальной системы морского поиска и спасания. Структурные схемы компонентов указанных систем представлены в приложениях 1, 2.

Основополагающим документом системы морского поиска и спасания является долгосрочный (как правило, пятилетний) единый национальный план (см. рекомендации пунктов 5.2.5, 5.2.11-5.2.13 Руководства МАМПС), который должен быть утвержден соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины.

« … Первый спасательный катер прибыл на место катастрофы через 25 минут после того, как «Адмирал Нахимов» пошел ко дну. Это был лоцманский катер Л К-90, которым командовал сменный помощник капитана механик В. Беловол. Всего в ту ужасную ночь команда катера спасла 84 человека.

146 пассажиров с погибшего «Адмирала Нахимова» спас военный катер с 8 моряками на борту под командованием мичмана А. Гусева.

Мичман, дежуривший у причала, принял звонок как сигнал боевой тревоги: «В 15 километрах от порта терпит бедствие пароход «Адмирал Нахимов». Нужна помощь...» Через 6 минут пограничный катер уже летел по волнам Цемесской бухты. Еще через 11 минут моряки были на месте. Однако корабля, освещенного яркими огнями, не оказалось. Он затонул. В 800 метрах маячила черная тень сухогруза «Петр Васев», протаранившего пассажирское судно … »

Украинский морской район поиска и спасения должен представлять собой (связанный с ГМСКЦ поиска и спасания) район определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются поисково-спасательные операции. Информация о морском районе, в котором Украина согласилась принять на себя ответственность по вопросам SAR, должна быть опубликована в Плане SAR Международной морской организации. Морской район поиска и спасания устанавливается на основании соглашения между государствами (см. рекомендации пункта 2.3.15 Руководства МАМПС). Соглашение о сотрудничестве причерноморских государств при поиске и спасании на Чёрном море (ст. 5) также предусматривает: «Поисково-спасательные районы устанавливаются на основе двусторонних и/или многосторонних соглашений между Сторонами. Стороны информируют друг друга о заключении таких соглашений».

Поэтому Министерству иностранных дел Украины совместно с Минтранссвязи Украины необходимо активизировать процесс подготовки и подписания двухсторонних международных соглашений Украины с Болгарией, Румынией, Турцией, Грузией и Российской Федерацией об установлении границ соответствующих национальных районов поиска и спасания в Черном и Азовском морях.

В настоящее время для эффективного обеспечения морского поиска и спасания в зоне ответственности Украины необходимо:

  • создать и совершенствовать морскую поисково-спасательную систему Минтранссвязи, а также национальную систему морского поиска и спасания, основанную на взаимодействии центральных органов исполнительной власти (имеющих в ведении и в сфере деятельности силы и средства спасания). Обеспечить государственную поддержку развития и функционирования указанных систем;
  • подготовить, согласовать и утвердить соответствующими нормативными актами в возможно короткие сроки проекты положений «О морской поисково-спасательной системе Министерства транспорта и связи Украины», «О национальной системе морского поиска и спасания», а также «О национальной морской поисково-спасательной службе»;
  • развивать международное сотрудничество по поиску и спасанию на море. Использовать позитивный мировой опыт организации деятельности аварийно-спасательных служб и проведения аварийно-спасательных работ;
  • обеспечить функционирование комплексной системы мониторинга надводной обстановки в Азово-Черноморском бассейне;
  • развивать навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие виды обеспечения в целях интеграции и рационального использования вех комплексов и средств различного ведомственного подчинения;
  • предусмотреть разработку и утверждение (нормативным актом Кабинета Министров Украины) единых технических требований к обеспечению готовности сил и средств морского поиска и спасания в зоне ответственности Украины.

Важным инструментом эффективной реализации рекомендаций Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. (конвенция ратифицирована постановлением Верховного Совета Украины №2786-ХІІ от 17.11.1992 г.) и требований единого национального плана системы SAR должна стать долгосрочная общегосударственная программа организации сил и создания средств морского поиска и спасания. В соответствии с Законом Украины «Про державні цільові програми» (статьи 6, 10) общегосударственные программы по представлению Кабинета Министров Украины утверждаются законами.

Особо следует отметить, что в случае возникновения потребности в разработке и выполнении государственной целевой программы с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций концепция программы не разрабатывается. Разработка государственных целевых программ осуществляется в соответствии с нормами законов Украины «Про аварійно-рятувальні служби» (ст. 34), «Про державне прогнозування та розроблення програм економічного і соціального розвитку України», Временными методическими рекомендациями по разработке государственных целевых программ, утвержденными приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины №114 от 08.05.2003 г., и другими нормативно-правовыми актами.

« … К 9 часам утра 1 сентября все, кого еще можно было спасти, были спасены (всего 836 человек). Затем доставали уже тела погибших. Надежда на то, что на судне образовалась воздушная подушка и там остались живые люди, не оправдалась. Средней силы волнение продолжалось. По всем правилам, в таких условиях водолазам нельзя работать. Тем не менее, водолазные работы продолжались. Пароход упал пробоиной на морское дно, доступ к нему был ограничен. Чтобы обследовать корабль, водолазам приходилось использовать люки, прорезать корпус.

Поисковые работы вели около двух десятков специальных кораблей. На месте аварии работали спасательные суда «Аметист», «Гепард», «Антарес». В их распоряжении были полный комплекс водолазного оборудования, барокамера, телевизионная установка … »

Дальнейшее усовершенствование государственной системы обеспечения безопасности судоходства предусматривает разработку (выполнение) проекта государственной программы усовершенствования функционирования государственной системы обеспечения безопасности судоходства на 2008–2012 гг., а также предполагает соблюдение норм основных международно - правовых документов и актов национального законодательства в области создания и функционирования системы поиска и спасания в морской зоне ответственности Украины. В частности, конвенций и соглашений:

  • Конвенция об открытом море (1958/1992 гг., вторая дата - год присоединения Украины к конвенции);
  • Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (1969г.);
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (1974/1992 гг.) с последующими протоколами;
  • Международная конвенция по поиску и спасанию на море (1979/1992 гг.);
  • Международная конвенция ООН по морскому праву (1982 г.);
  • Международная конвенция о спасании (имущества) (1989/2006 гг.);
  • Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990 г.);
  • Конвенция по защите Черного моря (1992 г.);
  • Соглашение о сотрудничестве причерноморских государств при поиске и спасании на Черном море (1998/2002 гг.);
  • Руководство для капитанов «Бедствие на море и спасание (имущества)» (1998 г.);
  • Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (1999 г.);
  • Адмиралтейский перечень радиосигналов (2006 г.);

законов Украины:

  • «Про аварійно-рятувальну службу» (1999 г.);
  • «Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного і природного характеру» (2000 г.);
  • Кодекс торговельного мореплавства України;
  • «Про підприємства в Україні»;
  • «Про надзвичайний стан»;

указов Президента Украины:

  • «Про систему реагування на надзвичайні ситуації на водних об’єктах» от 15.06.2001 г.;
  • «Про Положення про Міністерство України з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи» от 10.10.2005 г. №1430/2005;
  • «Про вдосконалення єдиної системи проведення авіаційних робіт з пошуку, рятування та організації захисту населення від наслідків надзвичайних ситуацій» от 04.03.2004 г. №269/2004;
  • «Про заходи щодо впровадження в Україні єдиної системи проведення авіаційних робіт з пошуку і рятування» от 02.09.1997 г. №937/97;

постановлений Кабинета Министров Украины:

  • «Про затвердження плану взаємодії органів управління і сил, які залучаються до реагування на надзвичайні ситуації державного рівня на водних об’єктах» от 26.10.2000 г. №1612;
  • «Про основні заходи щодо створення в Україні підсистеми рятування і ліквідації небезпечних забруднень на воді єдиної державної системи запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного і природного характеру» от 05.10.1998 г. №1599;
  • «Про схвалення Державної програми удосконалення функціонування державної системи забезпечення безпеки судноплавства на 2002–2006 роки» от 28.01.2002 г. №96;
  • «Про забезпечення безпеки мореплавства в районі м. Севастополя» от 28.12.2000 г. №1933;
  • «Про утворення Державної авіаційної пошуково-рятувальної служби» от 08.09.2004 г. №1172;
  • «Про єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру» от 03.08.1998 г. №1198;
  • «Про затвердження Порядку державної реєстрації аварійно-рятувальних служб» от 07.03.2001 г. №213;
  • «Про затвердження Положення про організацію оповіщення і зв’язку у надзвичайних ситуаціях» от 15.02.1999 г. №192;

распоряжений Кабинета Министров Украины:

  • «Про затвердження Комплексної програми розвитку системи зв’язку, оповіщення та інформатизації МНС на 2004–2010 роки» от 04.03.2004 г. №109-р;

приказов Министерства транспорта (Министерства транспорта и связи) Украины:

  • «Про впровадження Глобальної морської системи зв’язку у разі лиха та для забезпечення безпеки мореплавства» от 07.07.1998 г. №271;
  • «Про створення Морської аварійно-рятувальної служби Міністерства транспорту України» от 04.07.2001 г. №411;
  • «Про затвердження Статуту Морської аварійно-рятувальної служби та її фінансування» от 31.10.2001 г. №748;
  • «Про затвердження нормативних актів з пошуку і рятування на морі» от 10.09.2002 г. №643;
  • «Про затвердження типового положення про аварійно-рятувальні служби підприємств Укрморрічфлоту» от 03.10.2002 г. №705;
  • «Про удосконалення державної системи забезпечення безпеки судноплавства» от 04.03.2003 г. №162/56 (совместный приказ Минтранса и МЧС);
  • «Про удосконалення функціонування державної системи забезпечення безпеки судноплавства» от 18.09.2006 г. №945 и др.

« … Суд, состоявшийся в Одессе через 7 месяцев после трагедии, признал капитанов виновными в столкновении в равной степени и приговорил капитана сухогруза «Петр Васев» В.И. Ткаченко и капитана парохода «Адмирал Нахимов» В.Г. Маркова к 15 годам лишения свободы.

Отдельно были выделены материалы о недостатках в деятельности Новороссийской аварийно-спасательной службы (АСПТР) Черноморского пароходства, суда которой с опозданием прибыли в район бедствия»

Известно, что Украина является участницей ряда важнейших международных конвенций. В частности, необходимо помнить, что Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (п. 1.3.1) гласит:

«Как участник Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), Международной конвенции по поиску и спасанию на море или Конвенции о международной гражданской авиации каждая Сторона обязуется обеспечивать в определенном объеме координацию и услуги в области авиационного и/или морского SAR. Международное сообщество ожидает, что эти обязательства будут выполняться».